ВОЗРОЖДЕНИЕ
Александровский дворец
Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Александровскому дворцу посчастливилось: за время оккупации пострадала только его внутренняя отделка, сам он остался цел. Поэтому и стал приютом для ценностей, эвакуированных из других музеев.
Задолго до войны существовал официальный план эвакуации. По нему из 106742 произведений искусства XVIII–XIX веков, находившихся в Екатерининском и Александровском дворцах, только 283 экспоната подлежали эвакуации (перечень вещей в них был очень коротким, т.к. включали только те экспонаты, которые считались тогда абсолютно уникальными). Их упаковали всего за два дня. В течение остававшихся до оккупации почти трёх месяцев музейщики спешно собирали другие ценности.
«Проходя по залам, снимал с полок, панелей, столов, шкафов те вещи, которые можно упаковать и отправить».
Анатолий Михайлович Кучумов, 
искусствовед
Здание Александровского дворца, шедевра палладианского классицизма XVIII века. Автор: Галина Санько. Источник: РИА Новости
Не хватало ящиков и упаковочной стружки, поэтому использовали сундуки, в которых хранились императорские костюмы и мундиры, а для сохранения хрупких вещей использовали шёлковые платья, шарфы и другие предметы туалета, принадлежавшие семье последнего российского императора.
Бои уже грохотали в Гатчине, а сотрудники царскосельского музея продолжали консервировать исторические интерьеры, закапывать в землю для сохранности статуи.
Из 106742 экспонатов обоих дворцов Царского Села по официальному плану эвакуации 1936 года подлежали спасению всего лишь 283. Позднее перечень предметов, подлежащих эвакуации, значительно расширился. Однако к моменту возникновения реальной необходимости вывоза ценностей из Пушкина списки оказались затерянными. Тем не менее, музейным сотрудникам удалось вывезти тысячи других ценностей.
13 сентября
С 13 сентября началась непрерывная бомбёжка города, сопровождаемая нескончаемыми артобстрелами. Первым в Пушкине вспыхнул Китайский театр, озаривший страшным заревом всё небо над Александровским парком.
Всю музейную мебель, хранившуюся в подвалах Екатерининского и Александровского дворцов, предметы художественного фарфора и книги из дворцовых библиотек, которые эвакуировать не удалось, фашисты вывезли в Германию.
После того, как фашисты стали покидать еще недавно оккупированные территории в начале 1944 года, советское правительство задумалось о подготовке зданий в Ленинграде, где можно было бы разместить все музейные фонды, подлежащие возвращению из тыла. Более всего для этого подходил относительно уцелевший Александровский дворец.
«Китайский театр горел. Я стояла и смотрела, как горит то, что я хранила… Все это было, как во сне, когда хочешь кричать и нет голоса, хочешь бежать, а ноги налиты свинцом. Я медленно пошла прочь. Что должен делать хранитель, когда всё рушится? Я не знала, что делать».
Евгения Леонидовна Турова, хранитель парков и парковых павильонов
Сюда вернулись спасённые ценности из удмуртского Сарапула, Новосибирска и Исаакиевского собора Ленинграда. В итоге музейный фонд собрал свыше 150 тыс. экспонатов.
Послевоенной реставрацией дворца занялись организации Академии наук СССР «Ленакадемстрой» и «Ленакадемпроект». Реставраторы планировали воссоздать интерьеры Кваренги и уцелевшие фрагменты убранства. При этом Отделка некоторых интерьеров Александры Фёдоровны и Николая II была уничтожена.
Императрица Александра Федоровна много времени проводила в Сиреневом кабинете: отдыхала, читала, работала. Вечером здесь собиралась вся семья. В шкафах хранились книги из личной библиотеки императрицы, ноты, принадлежности для рисования, настольные игры Автор фото: Амэ И. Источник: АиФ
Получилось, что до конца 1990-х бывшую резиденцию Романовых должным образом так и не привели в порядок. Фасады, кровля, инженерные коммуникации приходили в негодность. Вдобавок разбили исторические мраморные лестницы, когда  спускали по ним тяжёлые сейфы и оборудование Военно-морского ведомства.
1996
В 1996 году Всемирный фонд памятников выделил грант на реставрацию Александровского дворца. Первой восстановили кровлю, затем принялись за личные апартаменты Николая II и Александры Фёдоровны.
«Воссоздание включает все задачи обычной реставрации, но конечной целью ставит полное восстановление сильно пострадавшего от времени, переделок и разрушения памятника. В данном случае утраты могут быть восполнены на основе больших вспомогательных научных изысканий и широкого применения метода аналогий. На первый план выступают критерии художественно-исторической ценности облика объекта в целом при бережном сохранении и реставрации всего подлинного. В конечном итоге результат – органичное соединение подлинного и достоверного».
Александр Александрович Кедринский, 
основоположник петербургской школы реставраторов
Помогли реставраторам и находки: при расчистке в Мавританской уборной в чаше бассейна мастера обнаружили фрагменты керамического убранства комнат. Это позволило более полно и точно воссоздать рисунок и определить расцветку изразцов. Под потолком обнаружились небольшие фрагменты фриза. Как раз по ним его полностью и воссоздали.
В августе 2021 года для посетителей открылись первые отреставрированные интерьеры – личные апартаменты Николая II и Александры Фёдоровны. В 2023-м открыли после реставрации Зал с горкой. Возрождение интерьеров Александровского дворца продолжается.
22 октября 2009 года дворец снова стал музеем, а точнее, частью Государственного музея-заповедника «Царское Село». В 2011 году за проект реставрации, реконструкции, технического переоснащения и приспособления Александровского дворца для музейного использования взялись архитекторы петербургского архитектурного бюро. За счёт использования подвалов и чердаков архитекторам удалось увеличить полезную площадь музея в 1,5 раза.
«Если прежде реставрация помещений дворца носила выборочный характер, то теперь она выполнена комплексно, с наиболее достоверным воспроизведением предметного окружения и самой атмосферы жизни и быта царской семьи (за исключением комнат, где историческая отделка была полностью утрачена). Работы по реставрации и воссозданию проводились на базе архивной иконографии, чертежей, кино- и фотодокументов. Помогли реставраторам и находки, сделанные в процессе производства работ: фрагменты керамических изразцов, метлахской плитки, текстильных обоев, драпировок, росписей».
Никита Игоревич Явейн, 
архитектор, руководитель архитектурного бюро
В первую очередь восстановили 11 интерьеров на половинах Николая II и его супруги Александры Фёдоровны и на Малой Парадной анфиладе: Приёмную, Рабочий кабинет, Мавританскую уборную и Парадный кабинет, Спальню, Сиреневый кабинет, Палисандровую и Кленовую гостиные, а также Угловую гостиную и помещения двух библиотек. При этом из 11 интерьеров только 5 частично сохранили историческое декоративное убранство. В остальных помещениях их воссоздавали по многочисленным архивным и документальным изображениям. Повезло, что семья и сам последний император увлекались фотографией. 
Увлечённость семьи последнего императора фотографией помогла с точностью воссоздать утраченные интерьеры дворца.
Скльптура «Юноша, играющий в бабки» — работа скульптора Н. С. Пименова. Эти статуи увидел на выставке академии художеств в Санкт-Петербурге в 1836 году А. С. Пушкин и приветствовал их четверостишиями, которые впоследствии запечатлены на постаментах скульптур Автор фото: Амэ И. Источник: АиФ
ИСТОРИЯ
Александровский дворец
Государственный музей-заповедник «Царское Село»