ВОЗРОЖДЕНИЕ
Екатерининский дворец
Государственный музей-заповедник «Царское Село»
После войны Царское Село оказалось третьим по счёту на восстановление – вслед за Петергофом и Павловском. Однако если эти резиденции возрождались довольно быстро, на волне энтузиазма, до Екатерининского дворца очередь дошла только в 1957-м.
За время оккупации Екатерининский дворец сильно пострадал.
Находясь в Новосибирске, узнав об освобождении города Пушкина и об уничтоженных дворцах, хранители посчитали возможным оставить на изящном музейном предмете запись с автографами: «Царское Село освобождено от немцев / Дворцы погибли, но память о них будет жить вечно / 25 янв. 1944 г. Н. Сибирск / Кучумов А. М., Г. Д. Нетунахина, З. М. Скобликова»
Екатерининский дворец, построенный архитектором Растрелли и разрушенный немцами, 1947 г. Автор: Сергеев А. Источник: РГАКФФД
После отступления фашистских войск зимой 1944 года произошли взрывы оставленных ими бомб замедленного действия. От прекрасного Екатерининского дворца сохранились только внешние стены. Внутренняя отделка уцелела лишь в части большого зала Растрелли и на нижнем этаже, где остались груды навоза и обломки коронационных карет.
«В Екатерининском дворце в пробитые зеркала над каминами воткнуты трубы из стоящих прямо на паркетах печей-времянок. В знаменитой «Табакерке» вся нижняя часть стен, чуть ли не на метр от пола, отколота. Уникальные плафоны выдраны клочьями».
Анна Ивановна Зеленова,
 директор Павловского дворца
Дворец был передан и до 1956 года находился на балансе военно-морского ведомства. В это время восстановили перекрытия, крышу, оконные проёмы. В 1957 году власти приняли решение о полном восстановлении дворцового комплекса, и вскоре начались серьёзные реставрационные работы.
В это время Вера Владимировна Лемус возглавила научный отдел музея. Она руководила восстановлением Картинного зала, Парадной лестницы, Кавалерской столовой.
Из 68 разрушенных фашистами дворцовых интерьеров (парадных залов и жилых покоев) реставраторы восстановили 41.
Фигуры атлантов и лепной декор на фасадах пострадали, но в целом уцелели – их реставрировали методом вычинки, с частичным восполнением утраченных фрагментов по сохранившимся образцам.
Реставраторы вернули обстановку личных комнат Павла I, Китайской голубой гостиной, Опочивальни Марии Фёдоровны и других дворцовых залов. Первые залы встретили посетителей уже в 1959 году, однако реставрация дворца продолжается по сей день.
Хранитель фонда живописи Лариса Бардовская видела своими глазами, как трудились реставраторы и её коллеги, музейщики. Для Веры Владимировны Лемус, Евгении Леонидовны Туровой, Тамары Феодосьевны Поповой, Лидии Владимировны Еминой спасение шедевров коллекции и восстановление дворцов и парков стало смыслом жизни.
«Сегодня мы себе даже не представляем, какой был быт у сотрудников и реставраторов. Архитектор Александр Александрович Кедринский – автор проекта возрождения Екатерининского дворца – работал в малюсенькой комнатке. А помимо него там находились ещё два сотрудника и эрдельтерьер Чиф, который честно сидел у Сан Саныча в ногах. Рядом в своём углу – архитектор Елена Григорьевна Мелик-Багдасарова, которая вместе с Кедринским делала чертежи по Парадной лестнице. Она перед работой заходила в магазин, покупала котлеты в большом количестве и жарила их в промежутках между архитектурными изысканиями».
Лариса Валентиновна Бардовская,
 хранитель фонда живописи
Всех этих людей объединяли профессионализм, преданность делу и самоотдача. Научно-вспомогательный отдел, где работала Бардовская, был реставрационным сердцем музея. В кабинете находились самые важные производственные материалы – фотографии, описания, фрагменты отделки, книги.
Роскошный золотой шёлк, который украшал стены Лионского зала, был уничтожен. Удалось сохранить 25 предметов лазуритового гарнитура. К счастью, аутентичный паркет из наборного дерева с перламутровыми вставками, который фашисты вывезли в Германию, в 1947 году удалось вернуть. Реставраторы возрождали этот зал на основе сохранившихся дворцовых описей, архивных документов, фотографий и цветной акварели. Шёлковую ткань изготовили на лионской мануфактуре, а лазуритовые элементы отделки воссоздали в Царскосельской янтарной мастерской.
Арабесковый зал. Один из самых эффектных парадных залов, созданных Ч. Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II. Во время Великой Отечественной войны комнаты Екатерины II подверглись значительным разрушениям; при восстановительных работах в начале 1950-х годов они были приспособлены для нужд Военно-морского училища, которое временно расположилось в здании дворца, а позже в южном крыле здания размещались база отдыха и художественная школа Автор фото: Ирина Амэ Источник: АиФ
Янтарная комната, следы которой пропали, была воссоздана и торжественно открыта для посетителей в 2003. В 2019 году отреставрировали церковь Воскресения Христова – архитектурный шедевр XVIII века, созданный по проекту Франческо Растрелли. Её интерьер серьёзно пострадал. Оккупанты вырезали живописные холсты икон из рам и центральную часть плафона.
В 2021 году реставрация этого великолепного памятника в целом завершилась.
Воссоздание элементов декора личных комнат Екатерины II продолжается. В полном блеске декоративной отделки интерьеры Зубовского флигеля предстанут в 2026 году – после монтажа лаковых панно в Китайском зале.
«Потребовались многие десятилетия кропотливого труда и огромные средства, помноженные на героические усилия и самоотверженность коллектива архитекторов, строителей, столяров, позолотчиков, резчиков по дереву, лепщиков, живописцев, паркетчиков, чтобы совершить чудо возрождения. Тем, кто приступал к реставрации Большого Царскосельского дворца, необходимо было не только обучить, воспитать и сплотить большой коллектив специалистов, но и найти единственно правильный, научно обоснованный путь восстановления уникального памятника архитектуры».
Владимир Павлович Толстой,
 действительный член Российской академии художеств, доктор искусствоведения
Главное событие 2024 года – открытие в декабре личных интерьеров Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца. Декоративная отделка этих изысканных интерьеров была утрачена во время Великой Отечественной войны. Мастера возродили 8 интерьеров за 5 лет.
Более 200 специалистов выполнили два десятка видов работ – лепку, золочение, резьбу по дереву, живопись, литьё. Параллельно пришлось воскресить утраченные технологии.
При реставрации интерьеров Зубовского флигеля специалисты восстановили утраченные технологии и изготовили по ним 474 квадратных метра паркета и более 1 тыс. квадратных метров стекла.
ИСТОРИЯ
Екатерининский дворец
Государственный музей-заповедник «Царское Село»