Возрождение
Большой Гатчинский дворец
Государственный музей-заповедник «Гатчина»
Гитлеровские мародёры нанесли этому уникальному памятнику колоссальный ущерб. Специалисты считали, что он «не подлежит восстановлению». Но музейщики боролись и верили – его воскресят, как и другие пригородные резиденции монархов. Гатчинский дворец стал памятником героическому подвигу хранителей и реставраторов.
Эвакуацию ценностей и консервацию здания начали сразу после того, как фашистские полчища вторглись на территорию нашей страны. Этим руководила главный хранитель дворца Серафима Николаевна Балаева, которая спасала экспонаты ещё в Гражданскую войну, а также в годы музейных распродаж.
В дворцовых покоях Гатчины во время оккупации разместился армейский штаб, а в его Кухонном каре немцы устроили дом терпимости.
В сентябре 1941 в Гатчине осталось всего 8 сотрудников во главе с ней – остальные сопровождали эшелоны с ценностями в Удмуртию, в город Сарапул. В своих дневниках отважные хранители писали, что «ощущать страх было некогда». При этом авианалёты, массированные бомбардировки, артобстрелы были тогда обычными условиями их работы. Они сделали всё, что смогли, и 9 сентября в 21.30 пешком ушли в Ленинград навстречу блокаде.
3 сентября 1941
3 сентября 1941 года нацисты оккупировали Гатчину и сам дворец. Здесь разместились офицерский штаб, общежитие лётчиков Люфтваффе, склады, а также баня, буфет и… дом терпимости. При этом захватчики прекрасно понимали, что находятся в уникальном памятнике истории и культуры. Но понимали это по-своему. Они сразу организовали вывоз оставшихся сокровищ в Германию, и одновременно офицеры тащили всё, что могли, себе.
Восстановление дорожек в Гатчинском парке Автор: неизвестен Источник: ГМЗ «Гатчина»
Вернувшись после освобождения Гатчины, работники музея увидели хамскую надпись на стене парадной лестницы дворца, сделанную химическим карандашом по-немецки: «Здесь мы были, сюда мы больше не вернёмся, когда придёт Иван, всё будет пусто».
Автор этого послания Рихард Вурф даже оставил свой адрес: Штеттин, Уландштрассе.
22 июля 1944 года в «Гатчинской правде» вышел материал с обнадёживающим названием «Гатчинский дворец будет».
16 августа 1944
Однако пусто здесь стало только на время. Можно считать, что возрождениедворца началось с того, что 16 августа 1944 года мастер М. Е. Гусев вынул из стены парадной лестницы кусок штукатурки с этим посланием, дляукрепления залил его с обратной стороны гипсом и окантовал под стекло.Сейчас этот экспонат хранится в фондах Гатчинского дворца-музея.
Дворцовый парк начали возрождать сразу после освобождения. Как следует из отчёта младшего научного сотрудника музея Эльфриды Августовны Тихановской, в 1945 году жителям поскорее хотелось восстановить его к летнему сезону, поэтому за дело живо взялись все неравнодушные горожане. Облагородили Собственный сад, вернули скульптуры на исторические места, расчистили дорожки, подвязали к трельяжам акацию, высадили цветы, и к этому же времени заработала оранжерея.
А вот путь реставраторов во дворец был долгим и трудным. Специалисты, оценивая разрушения, говорили, что восстановлению он не подлежит, хотя музейщики с этим не соглашались. После войны о Гатчинском дворце забыли, а спасённую от фашистов коллекцию распределили по другим пригородам. Сотрудники поруганного музея не уставали доказывать, что Гатчинский дворец – выдающийся памятник художественной культуры XVIII–XIX веков, который называли «пригородным Эрмитажем», и что его необходимо возродить.
«В последнюю минуту, когда наши войска уже входили в город, фашисты облили дворец термитной жидкостью и подожгли. Из каждого окна вырывался сноп пламени, оставляя после себя чёрный хвост копоти на внешних стенах. Всё здание теперь словно в траурных султанах. Даже при нас отдельные балки ещё дотлевали. Внутри хаос, развалины, рухнувшие потолки».
Вера Михайловна Инбер, писатель
Для музейщиков война не закончилась ни в 1944 году, когда освободили город и дворец, ни в 1945-м, когда дождались окончательной Победы над фашистской Германией. Долгие годы они боролись за возрождение дворца.
«По исковерканной взрывами дороге мы обогнули парк. Дворец дымился, и в этой части огромного здания, где помещались комнаты Николая I и Александра III, ещё показывались зловещие языки пламени. Главный фасад зиял выбитыми закопчёнными оконными впадинами, крыша во многих местах повалилась. Перед нами стоял варварски искалеченный скелет прекрасного дворца».
Владислав Михайлович Глинка, искусствовед
В 1950 году здание перешло в ведение Минобороны под военное училище, позднее здесь разместился научно-исследовательский институт. Однако в 1966-м сюда всё же решили вернуть музей. Реставраторы смогли приняться за дело лишь в 1976 году, но и в дальнейшем потребовались годы борьбы с бюрократией. На смену Серафиме Николаевне Балаевой пришла Аделаида Сергеевна Ёлкина, которая продолжила её дело.
Целое поколение учёных и архитекторов посвятило себя воссозданию Гатчинского ансамбля. Михаил Михайлович Плотников, автор проекта реставрации дворца, отдал ему более 30 лет. В его мастерской закладывались основы научной реставрации, благодаря чему не утратилась художественная ценность произведений искусства. Помогли архивные документы, довоенные фотографии, акварели Эдуарда Петровича Гау с видами парадных и жилых интерьеров. С максимальной точностью реставраторы воссоздавали авторские замыслы Бренны, Ринальди.
8 мая 1985
8 мая 1985 года для посетителей открылись первые восстановленные после войны залы музея. Его возрождение продолжается по сей день.
Самое большое парадное помещение (250 кв.м.), занимающее центральную часть дворца, своими арочными дверями-окнами выходит на открытую террасу, откуда открывается превосходный вид на огромный плац и строгие стены Кухонного и Арсенального каре Автор фото: Ирина Амэ Источник: АиФ
Современные хранители хотели не только вернуть былую красоту, но и показать, как здание выглядело до начала реставрации. Именно поэтому одна из самых красивых галерей дворца, Чесменская, которую называли ещё Золотой, осталась практически невосстановленной. Её законсервировали, а восстановили небольшой фрагмент. Теперь это Зал памяти о страшном времени Великой Отечественной войны и подвиге людей, отстоявших эту землю и восстановивших дворец Павла I.
Реставрация Гатчинского дворца продолжается по сей день. В ближайшее время откроются личные комнаты Павла I и Китайская галерея – всего 15 помещений.
ИСТОРИЯ
Большой Гатчинский дворец
Государственный музей-заповедник «Гатчина»