ВОЗРОЖДЕНИЕ
Павловский дворец
Государственный музей-заповедник «Павловский дворец»
Гитлеровские оккупанты полностью разорили блистательный Павловский дворец и уникальный парк. Коллектив, собранный после войны директором музея Анной Ивановной Зеленовой, взялся за невозможное – восстановление былого великолепия дворца.
22 июня 1941
Подготовку к эвакуации музейных предметов сотрудники музея начали ещё 22 июня 1941 года. Сразу после того, как прежний директор Иван Кондратьевич Микрюков ушёл на фронт, руководство перешло к Зеленовой, которой было тогда всего-то 28 лет. И она организовала работу на прифронтовой территории. Вместе с сотрудниками под обстрелами паковала и грузила ценности.
Сутками музейщики не уходили из дворца, спали по очереди, старясь спасти как можно больше сокровищ. За два месяца вывезли 12 997 предметов, 99 экспонатов законсервировали в подвалах дворца. На 17 сентября 1941 года в Павловске оставалось 9136 музейных предметов.
В первую очередь в эвакуацию отправили 755 уникальных и наиболее ценных музейных предметов, в том числе севрский туалетный прибор, 2 жирандоли и 2 тагана из парадной спальни.
Извлечение скульптуры из завалов в Египетском вестибюле. 1944 год Автор: неизвестен Источник: ГМЗ «Павловск»
Мраморную скульптуру начали «хоронить» в августе. В деревянных ящиках опускали на песчаные подушки, присыпали землёй и маскировали дёрном. О месте захоронения 67 скульптур знали только директор и непосредственные исполнители. Однако оккупанты сумели часть отыскать: 17 парковых скульптур исчезли бесследно. Другие спрятали в подвалах дворца.
«Отступая, фашистские захватчики подожгли Павловский дворец. Пожар продолжался несколько дней, и в связи с тем, что немцами же был взорван водопровод, не было возможности локализовать или приостановить катастрофу. Здание дворца совершенно выгорело. Перекрытие купола, венчавшего центральную часть, обрушилось. Со стороны фасада огнём уничтожены трельяжи над колоннадами галерей с деревянной резьбой XVIII века, а также Библиотека Росси».
Николай Николаевич Денисов, военный журналист
«Изобретательность, свойственная Зеленовой, в этом случае была обострена, и она выбрала такое место, которое действительно давало наибольшую гарантию сохранности античным мраморам. Ею был выбран один из крайних отсеков обширного сводчатого подвала дворца. Там тесно, одна к другой, стояли эти драгоценные статуи, а отсек надёжно заложили кирпичом, замуровали неотличимо от всех остальных окружающих это место стен. Никто (немцы) не заподозрил его существования. А когда дворец пылал, подожжённый фашистами при их бегстве, подвалы остались невредимыми».
Марина Александровна Тихомирова, искусствовед
В тот же день, когда Анна Ивановна Зеленова впервые увидела дымящиеся руины дворца и вырубленный парк, началась её работа по научной реставрации Павловского ансамбля. Работа, которую до неё не делал никто и никогда.
Зеленова в своём дневнике сравнивала немцев с кротами, которые изрыли своими фортификациями весь парк и уничтожили ради этого все деревья. Кругом после них были завалы, доты, косые времянки…
Олейник ещё до войны защитил докторскую диссертацию о конструкциях дворца, занимался архитектурными обмерами, копированием фресок. Он и возглавил восстановление Большого дворца. Это был человек, обожавший Павловск и знавший его до миллиметра. Он собирал осколки каминов, мебели, штукатурки. Благодаря своим глубоким знаниям архитектурных конструкций смог воссоздать уникальный купол центрального корпуса. Он возродил дворец, прослужив ему до конца жизни.
«Как хорошо, что Павел продолжает стоять спиной ко дворцу, с какой радостью, наверное, смотрит он на 2000 крестов вдоль Тройной липовой аллеи, где на месте бывшего его Зверинца немцы выбрали себе место погребения. Мало, но пусть хотя бы за уничтоженный Розовый павильон будут эти две тысячи могил варваров, именующих на крестах себя героями».
Анна Ивановна Зеленова, директор Павловского дворца-музея
У Анны Ивановны был редкий дар – она умела «подбирать людей, как Екатерина II» и вдохновлять их на подвиги. Иначе проделанную ими работу не назовёшь, ведь дворец восстанавливали на энтузиазме. Основой коллектива, созданного Зеленовой после войны, стали пять семей: Вейс, Громовы, Лапшины, Грековы и Куровские. Кроме того, она добилась отзыва из армии архитектора Фёдора Фёдоровича Олейника и скульптора Роберта Карловича Таурита. 
В первое послевоенное десятилетие в Павловск удалось вернуть 11 626 утраченных книг из Библиотеки Росси, 388 документов исторического архива, 478 архитектурных чертежей, 7986 литиков, 2329 негативов и 421 предмет из основных художественных коллекций. До сегодняшнего дня меценаты выкупают единичные утраченные экспонаты и передают в дар музею.
Парадная лестница. Общая тематика оформления лестницы посвящена русским военным победам, что не только отражало назначение зала, но и сохраняло память о происходящих в те годы русско-турецких войнах. После ВОВ плафон воссоздан по фотографиям и первоначальному эскизу художником-реставратором А.В.Трескиным Автор фото: Ирина Амэ Источник: АиФ
В пригородах Павловска и на всех городских объектах сначала разбирали завалы, потом консервировали лепку и готовили исторические справки. Но это только на первых порах, а далее начинались иные работы. Методика восстановления музея, которую на практике выработала Зеленова, потом была использована и при реставрации других дворцов-музеев в окрестностях Ленинграда. Но первым восстановили Павловский дворец.
В первую очередь в эвакуацию отправили 755 уникальных и наиболее ценных музейных предметов, в том числе севрский туалетный прибор, 2 жирандоли и 2 тагана из парадной спальни.
В его чудесном возрождении роль Зеленовой трудно переоценить. Помимо организаторского таланта в ней были абсолютная преданность делу и вместе с тем энтузиазм и самоотверженность. И вокруг себя она собирала таких же увлечённых и самоотверженных людей.
Сегодня Павловский музей-заповедник посещают около 2 млн туристов в год.
Анна Ивановна стала инициатором принятия Ленгорисполкомом в апреле 1944 года решения №112-22 «О первоочередных мероприятиях по сохранению пригородных дворцов и парков-музеев». То есть ещё шла война, ещё полстраны лежало в руинах, а хлеб выдавали по карточкам, но власти уже думали о восстановлении памятников истории и культуры, разрушенных европейскими варварами.
Дворец восстановили первым из всех разрушенных в пригороде Ленинграда ансамблей. Для посетителей он открылся в 1970 году.
ИСТОРИЯ
Павловский дворец
Государственный музей-заповедник «Павловский дворец»