ИСТОРИЯ
Большой петергофский дворец
Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Уникальный дворцовый ансамбль, который российские государи создавали на протяжении нескольких веков, советские архитекторы и реставраторы возрождали в прямом смысле слова из пепла. Гитлеровские захватчики варварски разрушили этот памятник истории и культуры.
Сотни тысяч туристов ежегодно бывают здесь. Многие приезжают не в первый раз и не устают любоваться ансамблем Большого петергофского дворца. Фасад изысканной парадной резиденции Петра I тянется вдоль террасы почти на 300 метров и доминирует в композиции петергофского ансамбля, связывая в единое художественное целое Верхний сад и Нижний парк. Хорошо знакомый нам нынешний облик дворца формировался в течение почти полутора веков.
Парадная резиденция Петра I, частично спроектированная самим императором и построенная в честь выхода России к Балтийскому морю, стала величественным дворцово-парковым комплексом. Вокруг неё вырос город.
15 августа 1723
Сам дворец торжественно открыли 15 августа 1723 года. Но в Петровскую эпоху резиденцией было небольшое двухэтажное здание – не шире Большого каскада. Здесь устраивали приёмы и праздники. Идея его местоположения и первоначального облика принадлежала самому императору. За её воплощение взялись выдающиеся архитекторы и зодчие Иоганн Фридрих Браунштейн, Жан-Батист Леблон и Николо Микетти.
Тронный зал. Важное место в оформлении занимают люстры с подвесками аметистового цвета в форме дубовых листьев. После практически полного разрушения дворца фашистами Тронный зал полностью восстановили в 1969 году. Автор фото: Ирина Амэ Источник: АиФ
«Петергоф – не повторение Версаля. Пётр видел очень много во время заграничного путешествия: фонтаны в Германии, Италии, Голландии. Петру повезло: он нашёл природную систему, превосходившую по техническим возможностям Версаль. Пройдёт немного времени, и один европейский путешественник, Жан-Жак Туссеман, скажет: «Версаль, ты теперь отстаёшь, потому что блистательный Петергоф опередил тебя». В 1723 году сюда приехали иностранные дипломаты. Пётр показал им почти готовый проект, и они были потрясены».
Елена Яковлевна Кальницкая,  генеральный директор музея-заповедника «Петергоф» в 2009–2022 годах
С 1826 года Николай I преобразил не только императорскую резиденцию, но и сам город сделал благоустроенной столицей всего уезда. При последнем российском императоре Николае II в резиденции построили теннисный корт, велодорожки, стоянку судов Невского яхт-клуба, запустили электростанцию, снабжавшую электроэнергией весь дворцово-парковый комплекс. После революции 1917 года советская власть решила сделать Петергоф государственным музеем.
1735
Екатерина I достроила сады, Анна Иоанновна перевела двор в Петергоф и продолжила строительство. В 1735 году в ковше Большого каскада появился новый фонтан авторства Бартоломео Растрелли, украшенный монументальной свинцовой скульптурой «Самсон, разрывающий пасть льва». По приказу Павла I фонтанная скульптура Большого каскада была обновлена и все свинцовые фигуры заменены на бронзовые. Автором нового «Самсона» был профессор Михаил Иванович Козловский.
23 сентября 1941
В 1930-е годы дворцово-парковые пригороды Ленинграда стали местами отдыха горожан: в них проходили народные гулянья, а в самих дворцах выставки. В 1941 году культурная жизнь также кипела, но вместе с этим уже началась подготовка музейных экспонатов к эвакуации. Однако полностью спасти сокровища им не удалось. Уже 23 сентября гитлеровские войска вторглись в Петергоф и сделали его особо укреплённым стратегическим пунктом.
В день захвата фашистами Петргофа от их снаряда загорелся Большой дворец. Непоправимый урон нанесли захватчики Ольгиному и Царицыному павильонам, варварски уничтожили уникальную отделку Эрмитажа, частично была уничтожена отделка Монплезира. За время оккупации 20 дворцов, храмов и парков заповедника стали руинами или были разграблены.
Оккупанты устроили кладбище прямо на дворцовой площади, а при отступлении бывшую монаршую резиденцию взорвали. Сохранилась центральная часть южного фасада Большого петергофского дворца. В главном зале остались только отдельные фрагменты, которые с большим трудом были использованы при воссоздании здания.
Реставрация разрушенного гитлеровцами Петергофа продолжалась более 60 лет. Однако Нижний парк был открыт уже в 1945 году, а год спустя запустили фонтаны, в 1947-м восстановили утраченный «Самсон».
За время фашистской оккупации уничтожены или подверглись разорению 20 дворцов, а также храмы и парки Петергофа. Из утраченных 46 тыс. с лишним экспонатов до сего дня удалось разыскать лишь около 250.
Руины Большого дворца и Большого каскада. Январь 1944 года. Автор: Всеволод Тарасевич. Источник: РИА Новости
Уходя, фашисты взорвали Марли и вывезли из дворца несколько тысяч музейных экспонатов, прихватили и остававшуюся на Большом каскаде скульптуру. Столица фонтанов была превращена в пепелище, оккупанты вырубили и сожгли треть зелёных насаждений, а знаменитый «Самсон» не найден до сих пор. Петергоф утратил свыше 16 тыс. раритетов – это значительно больше, чем потеряли другие музеи-заповедники Ленинграда. До сегодняшнего дня удалось разыскать лишь около 250 из них.
Сегодня водоподводящая система Петергофа – это 56 километров каналов, 16 прудов, 135 различных гидросооружений.
«Пылает всё, что уцелело от разрушения. Горит и Монплезир. Повсюду пепел, развалины. Фашистские варвары всё осквернили, разрушили и подожгли. Старинный собор немцы разграбили и испакостили. Храм превращён в отхожее место».
Павел Лукницкий,  военный корреспондент ЛенТАСС, одним из первых увидевший Петергоф после оккупации (19 января 1944 года)
Проект восстановления Большого дворца начали разрабатывать ещё до окончания войны в институте «Ленпроект». Поначалу планировалось воссоздать лишь фасады дворца, а его помещения использовать для мероприятий. Научно-экспертный совет ГИОП (Государственной инспекции охраны памятников) Ленинграда и лично её руководитель Николай Николаевич Белехов – архитектор, реставратор, исследователь, отстояли сохранение исторической планировки дворца с последующим частичным воссозданием интерьеров. Идею эту поддержали советские мэтры искусства – художник Игорь Эммануилович Грабарь и архитектор Алексей Викторович Щусев.
Возрождение погибшего Петергофа продолжалось более 60 лет и стало не только примером подлинной научной реставрации памятников культуры, но и показателем бережного отношения к историческому наследию. Реставраторы восстановили старинные технологии изготовления художественных произведений и использовали их, чтобы достигнуть максимальной точности. Одновременно разработали новые приёмы моделирования и восстановления – к примеру, деталей отделки эпохи барокко и классицизма.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Большой петергофский дворец
Государственный музей-заповедник «Петергоф»