Возрождение
Большой Петергофский дворец
Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Сегодня Петергоф блистает своим великолепием. Это результат титанической работы отечественных архитекторов и реставраторов, которая началась ещё тогда, когда на нашей земле грохотала Великая Отечественная война, и продлилась 60 лет. Исключительную по масштабу, сложности работ и глубине научных исследований реставрацию можно назвать подвигом целого поколения мастеров.
1941
Летний сезон 1941 года Петергоф открыл 25 мая, однако уже через месяц сотрудникам комплекса пришлось в экстренном порядке готовить музейные ценности к эвакуации, спасая их от надвигавшихся к Ленинграду гитлеровских захватчиков. Делали они это самоотверженно.
В начале 1940-х в петергофских музеях трудилось около 400 человек. После 22 июня многие ушли на фронт. Спасать ценности оставшимся сотрудникам помогали местные жители.
Советские кавалеристы у руин Большого петергофского дворца. 19 января 1944 года в ходе Красносельско-Ропшинской наступательной операции ("Январский гром") (14 -30 января 1944 года), войска 2-й Ударной армии Ленинградского фронта прорвали блокаду Нового Петергофа и освободили оккупированный город. Автор: Борис Кудояров Источник: РИА Новости
Музейщики организовали эвакуацию ценностей вглубь страны. С особой тщательностью упаковали более 4 тыс. экспонатов, относящихся к Большому петергофскому дворцу, в том числе хрусталь, фарфор, фаянс, люстры. Но вывезти удалось лишь половину из этого. Вывозили в том числе уже во время боёв, под прямыми обстрелами.
Остававшиеся в стенах музеев люстры, скульптура и многое другое перенесли в гроты. Согласно официальном отчётам, удалось вывезти 12 932 музейных предмета – это лишь 22% коллекции. Остальное, увы, оказалось разрушено и разграблено. Все эвакуированные ценности в 1960-х вернулись в восстановленный Петергоф.
Несмотря на войну, разруху и лишения, ленинградцы самоотверженно помогали поднимать Петергоф из руин. И уже летом 1946 года здесь запустили фонтаны Большого каскада. Восстановление всего фонтанного комплекса продолжалось вплоть до 2000 года.
Музейщикам удалось вывезти 12 932 ценных предмета, но это лишь 22% коллекции. В 1980-х все эвакуированные экспонаты вернулись на свои места в восстановленный Петергоф.
Из декора Большого каскада получилось вывезти только первую партию из того, что подготовили к отправке. Бои приблизились к Петергофу вплотную, и другую часть этого великолепия схоронили в гротах и подземном тоннеле с западной стороны Большого дворца, установив на рейки, уложенные на доски. Входы законопатили и засыпали землёй. В гроты отправили в основном ящики с фарфором, стеклом и люстрами, а в тоннель – скульптуру с Большого каскада. Многие образцы скульптуры «захоронили» неподалёку от своих постаментов. К счастью, захватчики не нашли тайников.
23 сентября 1941
Знаменитую императорскую резиденцию фашисты захватили 23 сентября 1941 года. Сюда вошли войска группы армий "Север" со стороны Стрельны и Бабигонских высот.
Вместе с этим в Петергофе начались пожары. Пострадал Большой дворец - артиллерийские снаряды превратили его в руины. Прекраснейшие парки превратились в сплошной бурелом. Уникальный дворцово-парковый ансамбль представлял собой ужасающее зрелище: центральная часть Большого дворца и Верхний грот были взорваны, да и остальные дворцы, а также павильоны, расположенные в парках, очень сильно пострадали. Сами парки изрыты рвами и воронками. Фонтаны разорены, а городская застройка претерпела катастрофические разрушения.
«Самые разнообразные руины неотступно сопровождали нас. Трудно себе представить, что существует столько видов разрушения <…> Небо и вода – вот всё, что осталось нетронутым. Всё остальное разрушено, искалечено, осквернено, взорвано, сожжено».
Из ленинградских газет 1943 года
Больше всего от фашистов пострадал Большой дворец – бомбы превратили его в руины. Неописуемый урон варвары нанесли парку и фонтанам. Все скульптуры, которые музейщики не успели спрятать или вывезти, были разбиты и уничтожены. Уходя, немцы заминировали всю территорию.
В начале 1940-х в петергофских музеях трудилось около 400 человек. После 22 июня многие ушли на фронт. Спасать ценности оставшимся сотрудникам помогали местные жители.
1943
Задача эта была невероятно сложной, ведь в послевоенное время в Ленинграде не было ни специалистов, ни материалов, ни средств. Тем не менее уже в 1943 году в городе открылось Архитектурно-художественное училище, где подростки обучались разнообразным художественным специальностям. И за возрождение пригородных резиденций взялось подросшее поколение реставраторов.
«Я много раз слышал разговоры наших коллег из тех европейских стран, где также проходили боевые действия. Французы, например, признавались, что, если бы разрушили Версаль, они не смогли бы его восстановить. И притом что на Западе существовала профессиональная реставрационная школа. В России же после революции и Гражданской войны были утрачены многие традиции. У нас остались лишь отдельные специалисты, которые после войны из рук в руки передали молодому поколению Профессию».
Вадим Валентинович Знаменов,  президент Государственного музея-заповедника «Петергоф», более полувека посвятивший его восстановлению
После таких чудовищных разрушений в первую очередь необходимо было восстановить дворцовые фасады, без которых невозможно представить этот ансамбль с центральным каскадом фонтанов и прилегающими парками.
В то, что можно восстановить исторические интерьеры, верили тогда единицы – например, ревностный хранитель памятников Николай Николаевич Белехов. Не прояви упорства энтузиасты, и дворец мог стать малопримечательным местом отдыха. Подготовленные в 1947-1949 годах проекты на ремонт дворца предусматривали как раз санаторий. На месте Тронного зала планировали создать ресторан, в Чесменском зале – раздаточную, а центральный Картинный зал и вестибюль под ним могли исчезнуть в пользу большой лестницы на второй этаж. Над ней, на уровне третьего этажа, намеревались сделать бильярдную. К счастью, этого не произошло, и музейщики отстояли возрождение исторических интерьеров.
Интерьер Аудиенц-зала сохранял аутентичный барочный интерьер, созданный Растрелли, до 1941 года. Изящный плафон «Освобождённый Иерусалим», созданный итальянцем П. Балларии, был утрачен, как и всё убранство зала. Однако огромная реставрационная работа позволяет сегодня любоваться изысканными интерьерами Автор фото: Ирина Амэ Источник: АиФ
«Представители реставрационной школы придерживались позиции всестороннего, максимально полного воссоздания разрушенных войной памятников архитектуры, без ограничения задач научной реставрации, их охраной и консервацией. Развернулась уникальная строительно-реставрационная деятельность на основе тщательного изучения подлинных фрагментов памятников, иконографических и архивных материалов. На помощь опытным архитекторам пришло молодое поколение специалистов».
Елена Яковлевна Кальницкая, 
генеральный директор музея-заповедника «Петергоф» в 2009—2022 годах
С большой проблемой столкнулись при восстановлении карниза. Растрелли создавал его из трёх рядов известняка – повторить оказалось невозможно, так как действующих карьеров по добыче использовавшегося тогда пудожского известняка не было, а старый камень крошился. Решение нашли: отлили цементные плиты, заложив в них арматуру, максимально сохранив таким образом нижний ряд плит карниза. Два верхних ряда выполнили заново из бетона. Реставраторам даже удалось добиться шероховатой поверхности, характерной для пудожского известняка.
1964
После восстановления фасадов все мастера занялись воссозданием интерьеров уникального памятника культуры. И уже в 1964 году перед посетителями распахнулись двери Портретного (Картинного) зала.
Восстановление началось с усиления фундаментов Петергофского дворца, особенно ослабленных в центральной части здания. На отдельных участках их выкладывали заново, с большими заложением и толщиной подошвы. Примечательно, что основания, выполненные при Растрелли, оказались достаточно мощны и крепки, что позволило обойтись без какого-либо вмешательства.
1958
К 1958 году завершилась реставрация всех фасадов дворца, церкви и Корпуса под гербом: привели в порядок сохранившиеся лепные и каменные украшения, кованые ограждения балконов с золочёными накладками.
При отсутствии оригинального известняка реставраторы сумели восстановить карнизы Растрелли так мастерски, что они приобрели вид и текстуру шероховатого пудожского известняка.
Сегодня мы видим плоды самоотверженного труда нескольких поколений ленинградских реставраторов. Нижний парк после полной реставрации Большого дворца предстаёт перед нами в том самом облике, который он имел до войны. Сияют великолепием залы дворца. Блистают во всей красе даже те памятники, которые уже к 1930-м годам были изрядно обветшавшими.
ИСТОРИЯ
Большой Петергофский дворец
Государственный музей-заповедник «Петергоф»