ВОЗРОЖДЕНИЕ
Тверской императорский дворец
Тверская областная картинная галерея
Фашисты, отступая из Калинина в 1941 году, подожгли Тверской императорский дворец. Дворец был восстановлен уже через несколько лет. Еще одно обновление его ждало уже в наши дни, когда прошла научная реставрация объекта. Сейчас дворец находится в наилучшем состоянии за последние полторы сотни лет.
Разбирать завалы стали сразу же после освобождения Калинина. А спустя 2 месяца в городе начала работу Комиссия по обследованию архитектурных памятников, которые пострадали от немецкой оккупации. «Дворец Екатерины – облисполком, подожжённый фашистами при отступлении из города», был обследован в первую очередь.
«Сгорели крыши, деревянные перекрытия, полы, перегородки, заполнения дверных и оконных проемов. Разрушены чугунная лестница вестибюля, главная лестница дворца, винтовая чугунная лестница, соединявшая служебные помещения первого и второго этажей. Огнём уничтожены обстановка и убранство залов, в том числе бронзовый бра и люстры с хрусталём, выполненные по рисункам К. Росси. Стены здания обгорели и частично разрушались».
Илья Евграфович Бондаренко,  реставратор, архитектор, искусствовед
1942
Уже в середине 1942 года, когда ещё гремела война и враг на многих участках фронта наступал, под руководством видных советских архитекторов Ильи Евграфовича Бондаренко и Николая Джемсовича Колли началось восстановление бывшей императорской резиденции. Спустя несколько лет она предстала обновленной. Однако то было именно восстановление, но не научная реставрация.
г. Калинин. Императорский дворец. 1942 Автор: неизвестен Источник: Тверская картинная галерея
Сохранившиеся проектное задание и рабочие чертежи, как считает историк архитектуры Сергей Борисович Горбатенко, свидетельствуют о том, что в советский период «уважение к исторической планировке памятника было проявлено лишь настолько, насколько она соответствовала его новому назначению». Так, в результате перепланировки по кабинетному принципу распалась парадная анфилада дворца. Гербовый зал, предназначавшийся для председателя облисполкома, был укорочен на две оси и утратил венецианское окно. Прежний геральдический декор зала не восстанавливали.
Облицованный стюком и завершённый кессонированным сводом, зал этот, по мнению Горбатенко, стал отдалённо напоминать свой россиевский прототип, от которого в своё время столь решительно отказался Александр Иванович Резанов, проводивший первую реставрацию дворца в 1860-е годы.
В декабре 1941 года Красная армия освободила Тверь, а в марте 1942-го прошло обследование пострадавших памятников. Через несколько месяцев начались работы по восстановлению здания.
Интерьер Гербового зала в резановской интерпретации был с точностью восстановлен во время последней, научной, реставрации в 2012–2015 годах благодаря сохранившимся в архиве Тверской областной картинной галереи фотографиям начала XX века.
2012
Состояние дворца было признано аварийным ещё в начале 1990-х, но в силу разных причин масштабные восстановительные работы начались лишь в середине 2012 года. На современную реставрацию потратили более 3 млрд рублей из федерального бюджета и средств заимствования в Международном банке реконструкции и развития, а также почти 1,2 млрд рублей – из регионального и местного бюджетов.
Начали с укрепления и усиления фундаментов здания, причём для каждого участка разработали индивидуальную методику укрепления. Затем зацементировали тело фундамента и усилили его сваями.
Преобразилась парадная лестница. Вместо послевоенной железобетонной конструкции, облицованной мрамором, установлены гранитные ступени с чугунными литыми ограждениями. Сохранившиеся после пожара чугунные лестницы отреставрировали. Свои прежние места заняли воссозданные мраморные камины с зеркалами и изразцовые печи.
По завершении работ для посетителей открылась вся территория дворца и дворцового ансамбля. Благодаря воссозданию интерьеров Парадной анфилады подчёркнута мемориальная составляющая этого уникального памятника архитектуры, связанная с историей русской монархии.
В ходе научной реставрации, прошедшей в 2012–2015 годах, использовали фотографии начала XX века, сохранившиеся в архиве Тверской областной картинной галереи.
Полностью заменили перекрытия, усилили внутренние и наружные стены, заменив в них 40% кирпичной кладки. Интерьеры исторических залов центральной части Главного корпуса воссоздавали по сохранившимся фотографиям 1870-х годов и довоенной описи, а убранство Парадного зала – по его описаниям и иконографии. Стенам в нём вернули искусственный мрамор, который в качестве отделки впервые применил Росси и который сохранил в ходе первой реставрации дворца Резанов.
«Это большое событие не только для Тверской области, но и всей России. В этих стенах ощущаешь Тверь с её богатым историческим наследием».
Валентина Матвиенко,  председатель Совета Федерации
Гербовый зал. При реконструкции дворца в 1864-1971 гг., автор проекта А.И. Резанов, использовал стилизованные мотивы национальной архитектуры. Отделка была дополнена устройством столов и стульев в «русском стиле», печей, «раскрашенных под изразец» Автор фото: Ирина Амэ Источник: АиФ
На современную реставрацию дворца потратили более 4,2 млрд рублей.
Сегодня это объект культурного наследия федерального значения. В бывших императорских покоях выставлены экспонаты Тверской областной картинной галереи, большую часть коллекции которой её хранители смогли уберечь от фашистов.
Галерея обосновалась здесь в 1961 году, а в 2017-м открылась её обновлённая постоянная экспозиция. В 50 залах представлено более 2,5 тыс. экспонатов. А вообще собрание насчитывает около 50 тыс. предметов русского и западноевропейского искусства с VI века до наших дней. Не случайно современные путешественники планируют поездки из Петербурга в Москву или из Москвы в Петербург с остановкой в Твери и посещением этой роскошной императорской резиденции.
История
Тверской императорский дворец
Тверская областная картинная галерея